Кто не знает знаменитый Троицкий мост? Мост прекрасно вписывается в ансамбль петропавловской крепости, выделяется красотой силуэта, элегантностью и изысканностью форм… Мост декорирован чугунными решётками художественного литья, гранитными пилонами и металлическими трёхцветными фонарями в стиле модерн… Ровно по оси моста проходит Пулковский мередиан. Мост известен также тем, что самый первый полет под ним совершил 3 февраля 1926 года летчик Валерий Чкалов. По легенде, один из сослуживцев, проезжая на трамвае вместе с с Чкаловым через Троицкий мост, неосторожно заметил: "Я слышал, в Киеве есть летчик один, Анисимов. Говорят, делает чудеса, чуть ли не под мостом пролетает" Чкалов тут же спрыгнул с подножки, перегнулся через перила и начал изучать формы моста. А через несколько дней, на своем "Фоккере Д-7" пролетел под Троицким мостом.
Предтечей Троицкого моста можно считать ныне не существующий Петербургский мост, построенный в 1803 году и находившийся выше по течению Невы. Он распологался напротив Летнего сада и был наплавной (плашкоутный). Опорой ему служили несамоходные баржи и бакены. На правой стороне Невы, с петроградской стороны была насыпана дамба, служившая, для укорочения длины моста. Наплавные мосты, как правило, имели недолгий срок службы, к тому же земляная насыпь портила вид города. В 1818 году началось строительство Суворовской площади, и вполне логично, что в 1824 году устаревший Петербургский мост поменяли на более новый, тоже наплавной, который связал Суворовскую и Троицкую площади и был назван Троицким по названию находившейся рядом Троицкой церкви (разрушенной в 1932 году). В 1892 году был обьявлен конкурс на лучший проект моста, который выиграла французская фирма инженера А. Эйфеля, автора знаменитой башни в центре Парижа. Но само строительство моста поручили другой фирме «Батиньоль». В 1897 году в присутствии императора Николая II состоялась закладка фундамента будущих опор моста. Первоначальный проект был немного переработан. В частности, разводной пролёт моста, который первоначльно был выполнен в виде уравновешенной фермы, вращающейся вокруг вертикальной оси, был заменён на трёхпролётную гранитную эстакаду.Торжественное открытие нового моста произошло в мае 1903 года к 200-летию Петербурга. Первый развод пролёта Троицкого моста был доверен императору.
XX век внёс свои коррективы, и электричество заменило десятки сильных человеческих рук. Николаю II пришлось лишь нажать на электрическую кнопку и запустить электромоторы… В 1918 году революционные веяния коснулись и названий. Троицкий мост стал называться мостом Равенства, а после смерти Кирова, в 1934 году - Кировским.Советское время продолжало «щипать» многострадальный мост. В 1955 году с обелисков моста были сняты короны и двуглавые орлы. Их место заняли другие ценности: серп и молот, пятиконечные звёзды…
В 1965–1967 годах двухкрылый разводной пролёт заменили новым однокрылым. Если ранее он раскрывался в горизонтальной плоскости, то теперь он стал подъёмным. Ширину судоходного пролёта увеличили с 22 до 43 метров. В 1991 году мосту вернули историческое название, а в 2002 – первоначальные знаки Российской империи.На Троицком мосту можно точно определить его середину. Это место отмечено изменением наклона орнамента ограды.
|